Как AR Book совершенствует учебный процесс

AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.

Megogo запускает новый раздел — Образование

В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.

Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Педагогика » Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети - это цвет. Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Для того, чтобы этот интерес не угасал, занятия должны приносить ребенку радость, быть интересными, а не обыденными и скучными.

Инновационные технологии, формирующие творческие способности и цветовое восприятие дошкольников предлагают нам российские и зарубежные авторы: Н.М.Погасова; А.В.Никитина; Н.В.Нищева; И.В.Тюфанова; Т.С.Комарова; О.А.Белобрыкина; Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр, Пал Карчмарош - Венгрия, Мери Энн Ф Кол, Рении Рамси, Дана Боумен - Англия, Ли Шауэр, Синтия Виллмарт – Гавайи; Креша Варнок – Калифорния; Джейн Частейн – Каролина, Хейди Майер – Флорида; Эллин Шаффнер – Канада и др.

Необычность этих методов и приемов состоит в том, что дети быстро и охотно обучаются. Занятия обращены в увлекательную игру. Результат – не менее получаса сосредоточенной работы. Дети могут многое, если им интересно. Они чувствуют себя свободнее, раскованнее, увереннее.

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.

Важная роль изучения цветового восприятия подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекли внимание многих отечественных психологов и врачей (А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев, П.В.Яньшин, О.В.Сафуанова, Л.Сивик и многие другие).

П.В.Яньшин, посвятил свою работу изучению эмоционального компонента в психологической структуре цвета. В союзники он берет Иоганна Гете, который в своем «Учении о цветах» пишет о «чувственно – нравственном действии цвета», который воздействует через чувство зрения на душевное настроение человека. П.В.Яньшин утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом, целостным человеком, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в особенные отношения с человеческой душевной организацией». Понять это «нечто» невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться.

В системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. Затем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. «Гармония в цвете — гармония в душе гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога.

Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:

1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,

2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонии с Космосом.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводят научные исследования, и применяют на практике. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т.Г.Глушанок и Л.Н.Волковой «Тайны здоровья ребенка», М.Шевченко «Я рисую успех и здоровье».

Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли построить содержания и методов восприятия, соответствующих этим закономерностям.

Вопросы цветовосприятия изучались группой научных работников – педагогов и психологов Института дошкольного воспитания. А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина - «Сенсорное воспитание дошкольников» «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». и др. Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом эталонов (семь цветов спектра, белый и чёрный цвета). Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно – красный), либо, как результат их сочетания (желто-зеленый), либо, как промежуточный между черным и белым (серый).

Характерные признаки «симпатии» у ребенка к тому или иному цвету выявила Клавдия Ащеулова. [Журнал «Обруч»№ 6–7 1997г.] В данной работе, она рассмотрела восемь цветов, наиболее популярных в детских рисунках. Описывает типы детей, имеющих пристрастие к тому или иному цвету. Но самое интересное то, на сколько тайное значение каждого цвета согласуется с натурой ребенка.

Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Известно, что основные новообразования в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.

Таким образом, проблема использования инновационных технологий в формировании цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста актуальна:

Во первых, она обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения;

Во вторых, мало отражена в научно – методической и учебной литературе для дошкольников;

В третьих, нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала;

В четвертых, интересна и перспективна в условиях информатизации общества и глобализации культурных процессов, актуализирующих духовно-нравственный и творческо-эстетический потенциал личности.

Основная цель: Определить влияние инновационных технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Объект: Процесс развития цветового восприятия.

Предмет: Элементы инновационных технологий, используемые при восприятии цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Цель исследования: Определить влияние инновационных технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме, сделать анализ.

2. Изучить особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

3. Выявить, как цвет влияет на развитие детей в целом.

4. Определить новые способы, средства по формированию у детей способности чувствовать и передавать в своей работе выразительность цветовой гаммы, соотносить возможности цвета с другими средствами выразительности.

5. Опытным путём доказать роль инновационных технологий в развитии восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если использовать инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности, то процесс восприятия цвета будет проходить более эффективно.

Данный материал апробирован на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ №16 «Дюймовочка» г.Краснокаменска.

Более подробно о учебе:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...

«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...

Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...

Дефекты семейного воспитания

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Самое интересное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutower.ru