Как AR Book совершенствует учебный процесс

AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.

Megogo запускает новый раздел — Образование

В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.

Цели и задачи развития связной речи на уроках русского языка и литературы

Педагогика » Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка и литературы » Цели и задачи развития связной речи на уроках русского языка и литературы

Страница 1

Наибольшие возможности для развития связной речи имеют именно уроки русского языка и литературы, т.к. обладают набольшим количеством языкового материала, необходимого для формирования речевой компетенции.

Как известно, речь существует в двух формах – устной и письменной. Они представляют собой единое и неразрывное явление, однако в их основе лежат разные психологические механизмы.

Устная речь характеризуется неподготовленностью, она возникает, как правило, в процессе личного общения. Письменная речь отличается высокой степенью произвольности, она связана с осмыслением грамматики и лексики родного языка, требует большей тщательности в выборе слов и их соединении, осознанного и целенаправленного построения предложения с использованием развернутых грамматических средств языка.

Детальное раскрытие различий механизмов устной и письменной речи содержится в работах А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина и ряда других ученых, которые представили развернутую структуру письменной речи. Тем самым они определили ряд компонентов речеязыковой деятельности, которые должны стать предметом пристального внимания при разработке методик и технологий ее формирования, поскольку, по закону дуалистичности, с одной стороны, их достаточность обеспечивает полноценную письменную речь, а доброкачественная работа над письменной речью, со своей стороны, развивает психологические компоненты речеязыковой деятельности и корригирует их.

Так, указывая, что письменная речь – это речь без собеседника, А.Р. Лурия акцентирует внимание на том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Следовательно, для успешной реализации письменной речи необходим высокий уровень самоконтроля. А речевой самоконтроль, в свою очередь, в значительной степени базируется на оперативной памяти, на удерживании в ней ранее сказанного и прогнозировании дальнейшего содержания высказывания и его формы. Таким образом, целенаправленная работа над письменной речью формирует и развивает самоконтроль (а опосредовано рефлексию), произвольное внимание и оперативную вербальную память.

Письменная речь теснее, чем устная связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь. А эта опора двигает развитие всех психических процессов. Следовательно, усвоение письменной речи помогает ученикам наиболее зримо и рельефно знакомиться с правилами построения связного высказывания и оказывает благотворное влияние на их речевую компетентность.

Задачи специализированного обучения в основном совпадают с задачами воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе образовательных учреждений общеобразовательного типа.

Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности и особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи.

В качестве предметных целей коррекционно-развивающей технологии обучения школьников связной речи на уроках русского языка и литературы определены:

- развитие и коррекция речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приемами работы с языковым материалом;

- формирование основ языковых умений и системы знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации.

Эти цели вытекают из принятых в языкознании разграничений устной и письменной форм речи. При этом в поле зрения находятся общеобразовательные задачи и коррекционно-развивающие нужды и потребности детей с ЗПР.

Коррекционные задачи:

– Стимуляция познавательной активности (задания на поиск).

– Создание условий для полноценного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

– Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительных с прилагательными).

– Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.).

– Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

– Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей.

– Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Образовательные задачи:

– Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

– Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированную на активизацию познавательных интересов;

– Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Страницы: 1 2

Более подробно о учебе:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...

«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...

Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...

Дефекты семейного воспитания

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Самое интересное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutower.ru