Как AR Book совершенствует учебный процесс

AR Book — это прогрессивная система, которая воплощает самые современные технологии в сфере образования, внося радикальные изменения в методы обучения и оценки благодаря виртуальной реальности.

Megogo запускает новый раздел — Образование

В нем собраны более 1000+ лекций онлайн-школ и институтов для детей и взрослых. Сейчас пользователям предлагаются четыре основные темы: IT, бизнес и креатив, Образование для детей, Английский язык и Саморазвитие.

Теоретические предпосылки исследования проблемы адаптации в психологии и педагогике

Педагогика » Взаимосвязь адаптации первоклассников к школе и мотивации учения » Теоретические предпосылки исследования проблемы адаптации в психологии и педагогике

Страница 2

Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Именно поэтому психическую адаптацию можно также определить как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды».

Адаптация является сплошным процессом, включает в себя два аспекта:

оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

В психологии и близких к ней науках, таких как педагогика, социология, социальная психология и пр., кроме понятия «психическая адаптация» используется более близкое к социальным отношениям понятие – «социальная адаптация», что означает следующее.

Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

На социальном уровне адаптация в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами — способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм.

В историко-психологическом плане, в исследовании проблемы социальной адаптации можно выделить (правда, с некоторой условностью) три направления.

Первое направление в основном связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды, хотя к этому же направлению можно отнести и некоторые психоаналитические подходы, в основном занимающиеся психосоматической и психофизиологической проблематикой. В целом в рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса адаптации описывается обобщенной формулой: конфликт — тревога — защитные реакции. В рамках этого направления конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. Результатом конфликта является актуализация состояния личностной тревоги. З. Фрейд считал, что «столкновение биологических влечений, (особенно в детском возрасте) с социальными запретами порождает неврозы и тревожность».

Проблема адаптации также затрагивается и в индивидуальной психологии А. Адлера, где он предлагает новый взгляд на происхождение неврозов, которые являются в современном понимании ни чем иным как состоянием дезадаптации, проявляющимся в повседневной деятельности и частично ставшей чертой личности.

Реагируя на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, «эго» человека мобилизует личностные ресурсы. Исключаются защитные реакции, которые преимущественно действуют на бессознательном уровне.

Важно подчеркнуть, что степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяются два уровня адаптации: адаптированность и неадаптированность. Адаптированность при этом связывается с отсутствием у личности тревоги, неадаптированность — с наличием проявлений состояния тревоги. Этот подход в большой степени совпадает с подходом Э. Эриксона. Но все же необходимо подчеркнуть, что хотя подход Э. Эриксона и принято относить к данному направлению исследований социальной адаптации, в нем есть существенные особенности, которые состоят в том, что, по Э. Эриксону, процесс адаптации описывается формулой: противоречие — тревога — защитные реакции индивида в среде — гармоническое равновесие или конфликт. То есть конфликт — лишь один из возможных исходов взаимодействия личности и среды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Более подробно о учебе:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте ...

«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл ...

Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу ...

Дефекты семейного воспитания

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Самое интересное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutower.ru